Художественный быт крестьянского искусства. Часть 19.

Во всей истории русского искусства крестьянское художественно - бытовое творчество, едва ли не первое в таком широком и решительном движении, выступило носителем художественно-реалистических направлений; в этом здоровом творчестве, близком к жизни, возникли и сформировались первые образы, отражающие бытовую конкретность.

С глубокой серьезностью и сосредоточенностью, всегда отличающими народные искусства, оно делает попытку художественного запечатления той человеческой жизни, которой оно служит. Давно следует восстановить нарушенную нашей историей искусств справедливость и определенно сказать, что не позднейшим представителям нашей станковой живописи принадлежит великая честь первого художественного запечатления народного быта.

Зачинателями этого направления были безвестные крестьянские художники. Венецианов и передвижники продолжали лишь вторую и третью главы этого великого художественного движения.


Причелина наддверная резная. Средне-волжский район

В бытовом искусстве деревни, на ее памятниках следует утверждать первоначальное возникновение русского народного бытового жанра. Крестьянское искусство, лишенное какой бы то ни было практической и идейной помощи извне, не имея примера в окружающей жизни, следуя лишь своим внутренним творческим влечениям, — очень рано вступило на путь художественного реализма. Оно предсказало его будущие формы в ту пору, когда городское искусство высших социальных классов было еще переполнено пережитками классичности, дышало духом академизма и холодной аллегоричности и характеризовалось полной оторванностью от жизни.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 18.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 20. >>>

<<<Оглавление>>>