Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 3

Эта досадная и горестная бедность изучения не раз порождала и поддерживала в русском обществе совершенно ложные и непозволительно поверхностные представления. о крестьянском искусстве.

Не однажды русские художники и художественные деятели, отмечая явное оскудение кустарного творчества в XIX веке, предпринимали попытки вызвать возрождение народного искусства. Они обращали свое внимание на его сохранившиеся музейные памятники, черпали мотивы для своих художественных произведений из области кресть-янского искусства, знакомили с ним общество в своих картинах, проектах, докладах, записках, призывах. Так, мы имеем многих деятелей искусств и целые школы худож-ников-прикладников, связанных с именами Стасова, Васнецова, Поленова, Малютина, Билибина, мастерскими бывшего Строгановского училища, художественными очагами Абрамцева, Талашкина и т. д.


Воротина резная. Средне-волжский район

Указанные попытки, во многих случаях героические, в конечном счете не имели желаемого успеха, но породили и ввели в обиход не мало искривленных и ложных направлений русского народного стиля. Реформаторские стремления восстановить и в дальнейшем использовать художественные традиции народного творчества в совре-менных бытовых формах всегда строились, к сожалению, на случайном и беглом, снисходительно - любительском знакомстве с памятниками; избираемые руководителями образцы далеко не всегда были характерными, оригинальными и лучшими; в большинстве случаев инициаторы-художники заимствовали, создавали и передавали русскому кустарю слабые и художественно-фальшивые произведения; они непозволительно разлагали и расчленяли органические конструктивные и декоративные элементы крестьянского искусства и обрекали живые творческие силы кустарей — своих художественных помощников — на рабское и пунктуальное репродуцирование обескровленных и искаженных мотивов.


<<< Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 2

Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 4 >>>

<<<Оглавление>>>