Вещественный быт в искусстве. Часть 7.

Дерево, ткань, металл, глина, кость — подвергались особой обработке и вызывали длинный ряд своеобразных и тонких технических приемов, навыков и сноровок. Последние, в свою очередь, видоизменялись и варьировались в пределах обработки и одного материала, соответственно применяясь к тому или другому типу и характеру изделий. Резьба архитектурная получала свое характерное отличие от резьбы бытовой; декоративная резьба прялки развивалась иначе, чем круглая деревянная скульптура сосудов, игрушек, инструментов; в одном случае нужна была крупная прорезь для большой причелины, в другом случае требовалась тонкая гравюрная техника порезки для небольшого ковша; набойная доска требовала плоскоподнятого рельефа, а формовочная доска для пряника должна была иметь выемчатую, декорированную узором вглубь, поверхность; простой нож давал линии преимущественно прямые, а вошедшее в обиход полукруглое долото породило особый склад ногтевидной выемки и т. д.

Разнохарактерные бытовые повеления, предъявляемые жизнью, заставили крестьянское искусство постоянно сочетаться и сливаться с разнообразными видами и приемами ремесла и мастерства; художественное творчество, находясь в этом взаимодействии, приобрело внутреннюю устойчивость и крепость, обогатилось мудростью и трезвостью во всех своих направлениях и достижениях. Постоянная и неразрывная связь с материалом и техникой его обработки не позволила развиться в крестьянском искусстве чертам эскизности, произвольности, импрессионистичности; она культивировала в нем уважение и интерес к материалу, приучила считать последний одним из существенных элементов художественного произведения. Искусство и техническое мастерство в крестьянском творчестве представляют неделимое целое.

Счастливая связь с практическим мастерством возвела крестьянское искусство на значительную высоту строго формального понимания художественных задач и сделала его очень чутким к восприятию стилистических законов. Анализ художественных сторон бытовых памятников крестьянства почти всегда показывает нам строгую внутреннюю логику, которой неизменно подчинялось создание любого художественно-бытового организма.


Донце резное, с инкрустацией и окраской. Нижегородская губерния


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 6.

Вещественный быт в искусстве. Часть 8. >>>

<<<Оглавление>>>