Деревенское бытовое искусство. Часть 4.

Классические мотивы растительного побега, развивающегося в мерном ритме круглых завитков аканфа, розетты, гранаты, виноградные гроздья, вазоны, картуши, перевязи, ниспадающие кисти и подобные мотивы западно-европейских стилей в выразительно-декоративной трактовке крестьянских резчиков — составляют основное орнаментальное содержание деревянных фризов. Образы древнего происхождения в виде сирен, львов, птиц-сиринов и других мифологических существ введены в этот классический строй орнаментики и связаны с ним и оригинальное неразрывное художественное целое. Старые и новые элементы подчинены однородной технической обработке и объединены в органически развивающийся неразрывный узор. На многосаженных подзорах изб и речных судов льются и развиваются в ритмичном течении, тесно прилегая друг к другу, мощные круглые завитки, насыщенные аканфоподобной листвой, с размещенными внутри плодами и цветами, прерываемые картушами и вазонами и замыкающиеся образами львов, сирен и птиц в разнообразных построениях. Эти фигуры получеловеческого, полузвериного склада постоянно глядят из античной листвы, претворенной и видоизмененной в суровом мастерстве костромских и владимирских резчиков, в примитивно-нарядный узор деревенских изб. Речные богини в мерных волнах завитков выплывают на край подзора и глядят неподвижным взором вырубленной маски. Раскинуты крылья и веерообразные хвосты птиц-сиринов, держащих в руках концы античных побегов. Образы львов и их художественно-родственных подобий, то с человеческой маской, то с головой коня — всегда моделированные резчиком в резкой выразительной условности, размещены на концах подзоров, в очельях наличников, в треугольных участках надворотных и наддверных причелин. Длинная вереница этих однородных изображений наглядно вскрывает характер коллективного крестьянского творчества, дающего ряд художественно-равноценных вариантов одной темы; изображение льва подвергнуто многообразным формальным трактовкам, сохраняющим его основные черты, но дающим оригинальные и выразительные разновидности. В изображениях человеческих образин сирен и сиринов проявились, заслоняя друг друга, и фантастические черты мифологических образов, и реалистические черты обличья великорусского крестьянства. Расчесанные на два ската пряди волос, круто завивающихся на концах, широкий нос и общий склад лица дают характерные признаки знакомого образа.


Донце резное. Деталь. Реалистический мотив — гусь и собака. Нижегородская губерния


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 3.

Деревенское бытовое искусство. Часть 5. >>>

<<<Оглавление>>>