Византийская художественная система. Причерноморье. Часть 1.

Мы говорили до сих пор об искусстве самой Византии. Но это искусство широко распространилось за пределы империи, из века в век утверждая в переплетении культур совершенство своей системы.

Мозаики собора в Чефалу (в Сицилии) с огромным Христом Пантократором, царящим в этом бескупольном храме в самой абсиде, принадлежат к лучшему, что дало византийское искусство XII в. Их авторы — греческие художники, выписанные норманнскими феодалами из Константинополя.

Византийское влияние глубоко проникло в искусство Италии, при этом не только Южной, но и Северной. Мозаики в Торчелло, знаменитый собор св. Марка в Венеции — яркое тому свидетельство.

Так называемая «маньера бизаитина» (византийская манера) долго являлась для итальянских художников обязательной. Но на заре Ренессанса ее роль уже была сыграна: сама эта заря знаменовала ее конец. Византийская манера могла почитаться благодатным наследием античности лишь до тех пор, пока античный идеал красоты не засиял вновь полным блеском в восторженном любовании видимым, материальным миром, то есть в подлинно родной ему стихии. А это любование означало отрицание византийской манеры, самого византийского спиритуализма вместе со всем средневековым мироощущением.

Так случилось в Италии. Иными были судьбы искусства в странах причерноморского мира: наследие Византии не было ими отвергнуто, и ее художественная манера наложила на их творческие устремления некую общую печать.

Страны эти были близки Византии не только географически, но и в своих исторических судьбах, ибо боролись с той же мусульманской завоевательной волной. Они были близки Византии в плане церковном, так как не признавали главенства римского папы, и культурные связи между ними, несмотря на подчас трагические конфликты, имели устойчивый и плодотворный характер.

Приняв до Руси христианство, южные славяне, армяне и грузины ранее ее восприняли византийскую художественную манеру, ранее Древней Руси создали и собственную культуру, ярко самобытную несмотря на византийский вклад.


Церковь св. Пантелеймона в Бояне. Вид с северо-востока. Восточная часть - XI-XII вв., средняя часть - 1259 г., западная часть - конец XIX в.

Болгария первой на Балканах стала мощной феодальной державой (в начале X в. распространившейся чуть ли не на весь полуостров) и в раннее средневековье достигла там наиболее высокого культурного уровня, так что письменность широко развилась у болгар раньше, чем у других южных славян.

Но первое болгарское царство оказалось недолговечным.

Болгарам, принявшим христианство от Византии более чем на сто лет ранее Руси, пришлось не раз воевать с Византией и даже на полтора века подчиниться ее владычеству. В 1185 г. народное восстание вернуло Болгарии свободу, и при втором царстве в стране наступил новый культурный расцвет.

Значительны и многогранны достижения болгарского художественного гения. Множество памятников античной культуры обнаружено на нынешней болгарской земле, некогда населенной фракийцами, а затем завоеванной римскими легионами. Когда же на этой земле образовалось средневековое болгарское государство с новыми городами, выросшими на месте античных, традиции классической древности наложили свою печать на развитие болгарского храмового строительства. Так, в отличие от Византии, там долго главенствовала базилика с бескупольным покрытием.

Средневековому болгарскому зодчеству присуща нарядная декоративность, ярко проявляющаяся в керамической облицовке зданий. Искусное чередование больших и малых арок, сложенных из кирпичей, придает храму живописный облик. Кирпичи в сочетании с каменными плитами, декоративные узоры и ниши, поливные чашечки или розетки образуют на стенах храма богатый ковровый узор. Красочность отделки средневековых болгарских церквей уже издали радует глаз.


Голова Дисиславы. Фрагмент фрески церкви св. Пантелеймона в Бояне. Середиа XIII в.

В Болгарии были созданы росписи, свидетельствующие о возникновении действительно национальной болгарской художественной школы, как и все тогдашние школы христианского Востока, в лучших своих достижениях очень многим обязанной Константинополю, однако творчески преодолевающей жесткую логичность и отвлеченность византийского искусства.

Среди памятников болгарской живописи особого внимания заслуживают фрески церкви св. Пантелеймона в Бояне (середина XIII в.), в которых острая драматическая напряженность сочетается с лирической одухотворенностью. Среди образов правителей (едва ли не самых ранних реалистических портретов в монументальной живописи средневековой Европы) ярко запечатлевается в памяти женская фигура с задумчивым, милым лицом, сияющим нежными теплыми тонами: это жена одного из них — Десислава, имя которой сохранилось в веках благодаря этой фреске.

О длительном по времени и очень высоком развитии болгарской художественной культуры, часто вносившей новую живительную струю в византийскую художественную систему, свидетельствуют обращение к светским мотивам в живописи, храмовое и дворцовое строительство (как в столице первого царства Великом Преславе, так и второго царства — Тырнове), забота о красоте внешнего облика храма, совершенство, достигнутое в керамическом убранстве зданий, резьба и книжная иллюстрация. Увы, это развитие было трагически прервано в конце XIV в. Турки надолго поработили болгар.

Бесчисленны свидетельства древнейших связей между Болгарией и нашим отечеством.

Болгария была ближайшим соседом Руси с юго-запада. Из Болгарии шла христианская проповедь к восточным славянам. Болгарское духовенство, вероятно, сыграло немалую роль в крещении Руси. Болгарином был, по-видимому, первый киевский епископ.

Большинство славянских текстов зарубежного происхождения, оставшихся нам от Киевской Руси, представляет собой болгарские переводы с греческого, часто с болгарскими же дополнениями.

Богато украшенный портретными миниатюрами и нарядными заставками знаменитый «Изборник» Святослава (в Историческом музее в Москве) — это русский список XI в., со-ставленный русским дьяконом с болгарского перевода византийского сборника; перевод был выполнен для болгарского царя Симеона.

Именно болгары во многом часто служили для нас проводниками византийской культуры.

На Афоне в X и XI вв. была образована обширная монастырская колония, где русские постоянно общались не только с греками, но и с болгарами (а также сербами). Так Киев обогащался греческими и южнославянскими художественными традициями.

Носителями этих же традиций явились позднее и многие болгары (в том числе и живописцы), искавшие убежища на Руси по мере продвижения турок по Балканскому полуострову.

Русь со своей стороны влияла на развитие болгарской культуры. В Болгарию проникали оригинальные произведения древнерусской литературы (например, жития княгини Ольги, Бориса и Глеба).

В XI—XV вв. в славянских странах растет живой интерес к Руси, ее языку, ее литературе. Болгарский книжник Константин Костенчский в своем «Сказании о письменах» выражает идею славянского единства, указывая, что «дивные и мудрые мужи» при переводе первых книг с греческого языка на славянский положили в основу язык русского народа, дополнив его словами из языков болгарского, сербского, чешского и хорватского.

Для порабощенных турками южнославянских народов свет великой культуры, родственной их собственной, все ярче сияет из нашей страны.


<<< Византийская художественная система. Третий расцвет.

Византийская художественная система. Причерноморье. Часть 2. >>>

<<<Хронология Древней Руси>>>