Конкретное содержание

Рассмотрев ряд вопросов, связанных с самими фактами взаимоотношений В. И. Ленина и Л. Н. Толстого с художником Н. В. Орловым, вторую часть очерка целесообразно посвятить уточнению оценки идейной направленности художественного творчества Н. В. Орлова, так как до сих пор в общей оценке творчества Орлова имеется ряд взаимоисключающих точек зрения.

Уже в конце прошлого и начале нынешнего века, тогда, когда на выставках Товарищества передвижников появились первые полотна Н. В. Орлова, А. Н. Бенуа в своей «Истории русской живописи XIX века» весьма пренебрежительно отзывался об Орлове. Для Бенуа и его тогдашних единомышленников имя Орлова, так же как и имена его учителей и старших товарищей - В. Е. Маковского, К. А. Савицкого, Н. А. Ярошенко и более молодых -Н. А. Касаткина, И. П. Богданова, Н. К. Пимонснко, отождествлялись с коренными традициями передвижничества, с тем «тенденциозным» направлением искусства, с которым участники «Мира искусства» со всей присущей им энергией боролись.

С другой стороны, идейно-демократическое по своему духу, по своим тенденциям творчество Орлова находило поддержку не только у наиболее влиятельных в те годы руководителей Товарищества передвижников- Г. Г. Мясоедова, Н. А. Ярошенко, Н. Н. Дубовского, не только у П. М. Третьякова, купившего две картины Орлова, не только у великого русского писателя Л. Н. Толстого, у известного писателя-демократа Н. Н. Златовратского, у ряда прогрессивных публицистов и журналистов, но и у великого пролетарского писателя А. М. Горького. Не. случайно Л. Н. Толстой, по воспоминаниям самых разных лиц, неоднократно отмечал, что Н. В. Орлов «замечательный художник», и «даровитый, даровитый человек!», что картины Орлова показывают «и художественный талант и высокое понимание».


<<< Но вопрос заключается в том, когда эта встреча могла быть?

Ряд вопросов >>>

<<<Оглавление>>>