Альбом «Русские мужики»

Весьма примечательно, что уже в советские годы автор книги «Труд в искусстве» И. С. Рабинович, буквально повторяя за Толстым его необоснованные утверждения о будто бы «покорности судьбе», «безответности», «смиренности» и «терпеливости» всех крестьянских образов Орлова, заявлял также, что эти образы лишены «жизненной правды», а работы Орлова лишены «всякого значения».

Стремление так или иначе опираться при общей оценке творчества Орлова не столько на конкретный анализ его художественных произведений, сколько на субъективные суждения о них Л. Ы. Толстого, а подчас и на путаные рассуждения самого художника, заметно также в работах такого в целом вдумчивого исследователя истории передвижников, каким была Ф. С. Рогинская. Правильно отмечая в некоторых картинах Орлова наличие протеста против тяжелых условий жизни русского крестьянства при самодержавной власти, она затем без достаточных оснований квалифицирует этот протест только как протест моральный и утверждает, что Орлов был не в силах противостоять толстовским идеям непротивления злу.

Еще более прямо связывается творчество Н. В. Орлова с идеями «толстовщины» в биографической заметке о нем, помещенной в соответствующем томе 2-го издания БСЭ. Правда, сначала здесь справедливо говорится и о том, что Орлов раскрывал некоторые существенные стороны быта крестьян дореволюционного времени, что он смело разоблачал произвол властей, угнетение народа, лицемерие и паразитизм духовенства, показывал нищету и беззащитность бедноты, попавшей в кабалу к кулакам, что в некоторых его картинах изображен крестьянин, протестующий против произвола старост, становых, попов.


<<< Ряд вопросов

Творчество Н. В. Орлова >>>

<<<Оглавление>>>