Советская власть

На втором, уже несравненно более широком собрании художников (13 апреля), в котором участвовало свыше 400 представителей различных видов искусства - живописцев, скульпторов, карикатуристов, граверов, архитекторов, орнаменталистов и художественных критиков, был принят манифест, начинавшийся примечательными словами: «Художники Парижа, признающие принципы Коммуны, организуются в федерацию». И хотя далее в манифесте имеются фразы, носящие по вопросу об отношении к государству отпечаток анархических, прудонистских идей, нет оснований недооценивать значение этого исторического документа. Ведь именно здесь, не только декларативно присоединяясь к принципам Коммуны (хотя это и само по себе в то время значило много), но и определяя задачи художественной жизни той поры, Федерация художников Парижа провозглашала: «Сохранение культурных ценностей прошлого. Стимулирование творчества и выявление всех элементов настоящего. Возрождение будущего через образование».

Более того, в заключение этого манифеста, сообщая о предстоящей деятельности своего исполнительного органа - Комитета Федерации художников, общее собрание указывало, что он должен способствовать возрождению, духовному обогащению народной жизни и рождению Всемирной республики «с помощью слова, пера, карандаша, массовой репродукции шедевров для народа, с помощью умной и поучительной картины, которую можно размножить в большом количестве и развесить в мэриях самых скромных коммун Франции».


<<< Рассматривая историю Коммуны

Исторический залп «Авроры» >>>

<<<Оглавление>>>