Проблемы изучения изобразительного искусства времени революции 1905-1907 годов

Ограниченность взглядов

Следует также вспомнить мудрое ленинское указание, относящееся к оценке творчества Л. Н. Толстого, но, в известной мере, применимое и к Н. В. Орлов}, что противоречия в их взглядах «надо оценивать нес точки зрения современного рабочего движения и современного социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она недостаточна), а с точки зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеления масс, который должен был быть порожден патриархальной русской деревней».

И хотя Н. В. Орлов не дал в своих картинах сцен крестьянских восстаний, которые вспыхивали в России в период революции 1905- 1907 годов, не отразил борьбы рабочего класса, возглавившего революцию, а ограничился показом социально-бытовых сторон жизни русской пореформенной, предреволюционной деревни, к его творчеству с полным правом можно отнести ленинскую мысль о том, что в наследии этого художника «есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему».

Время революции 1905-1907 годов - одна из весьма существенных страниц в истории многонационального искусства народов нашей страны. Ряд общих и специальных работ, опубликованных в недавнее время, решительно выдвигают тезис о том, что именно в период первой народной революции эпохи империализма и в годы, непосредственно ей предшествующие, в культуре народов России не только укреплялись те элементы, которые, несколько позднее, В. И. Ленин определил как «демократические и социалистические», но и зарождались истоки самого метода социалистического реализма.


<<< Чувство протеста

Время революции 1905-1907 годов >>>

<<<Оглавление>>>