Против кровавой бойни

Расправу царских карателей над народной демонстрацией запечатлел, вероятно уже в последние месяцы 1905 года, и выдающийся московский живописец С. В. Иванов в одном из самых драматических своих произведений - «Расстрел». В этой небольшой картине, композиция которой построена на резких контрастах света и тени, художник подчеркивает не столько трагедию гибели безоружных людей, сколько столкновение противоборствующих сил. С одной стороны - шеренга солдат, закрытая после залпа пороховым дымом, а с другой - колонна демонстрантов-рабочих, над которой смело реет красное знамя. Особый акцент сделан на двух фигурах людей, лежащих на опустевшей, ярко освещенной солнцем площади. Выделяясь темными пятнами, именно эти фигуры (да бегущая через площадь одинокая собачонка, случайно оказавшаяся перед толпой демонстрантов) особенно зримо и художественно выразительно передают жуткую правду этого массового убийства, немыми свидетелями которого являются как бы застывшие в своей суровой геометрической лаконичности городские дома, похожие на казармы.

Исследователи справедливо отмечают, что в изобразительном искусстве 1905-1907 годов количественно преобладают произведения, в которых документально точно и с большой силой художественной выразительности запечатлены полные драматизма сцены жестоких репрессий самодержавного режима против народных масс, сцены расправ, насилия и грабежей, осуществляемых как силами «охраны порядка» - войсками и полицией, так и оголтелыми бандами черносотенцев.


<<< Чувство солидарности

Красное знамя >>>

<<<Оглавление>>>