Развитие политической графики

В последние месяцы 1870 года, когда во Франции, после поражения под Седаном, была свергнута власть императора Наполеона III и провозглашена республика, он создает свой знаменитый лист «Марсельеза», в котором ярко выражена революционная патетика народных масс, поднявшихся на борьбу за свое освобождение. Позднее, в дни Парижской Коммуны, не сумев- еще сразу понять ее характера, он бежит в Версаль. Однако там, регулярно посещая заседания Национального собрания, как подлинный художник-реалист, истинный демократ и патриот он не мог не заметить и не запечатлеть своим метким карандашом подлинной сути того махрового реакционного сброда, который якобы представлял интересы «всей Франции». Результатом этого явилась известная серия рисунков «Messieurs», опубликованная впервые в 1907 году, через 24 года после смерти автора.

Справедливо пишет о Гюставе Доре в своем труде немецкий искусствовед Г. Пильтц, что «нигде не был он так близок к Домье, как в своих «Messieurs» 1871 года». Да и последующая работа Доре - иллюстрации к книге Джеррольда «Лондон» (1872), являет собой превосходный образец глубокой художественной разработки социальной темы, где противопоставление труда и нищеты с одной стороны, и безделья и роскоши с другой, создают ярчайший образ капиталистического мира со всеми его кричащими противоречиями.

Разумеется, ни Домье, ни Доре не определяли своим творчеством магистральных путей развития политической графики и, тем более, всего искусства Парижской Коммуны. Однако такие примеры характерны и для более позднего времени, для поисков путей в искусство, связанное с революционными преобразованиями, проводимыми под руководством пролетариата в некоторых других странах, и, в первую очередь, в Стране Советов.


<<< Революционные события

Ряд крупных мастеров буржуазной эпохи >>>

<<<Оглавление>>>