О самом авторе ленинского портрета

Поиски, предпринятые в конце 1968 - начале 1969 года по просьбе редакции сборника «Советский коллекционер» автором этого очерка, хотя и выявили некоторые новые дополнительные сведения, все лее к достаточно определенным и ясным результатам сразу не привели.

Просмотр имеющегося в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина в Москве комплекта журнала «Огонек» за 1917 и 1918 годы дал возможность установить, что 16 июня 1918 года в № 15 этого журнала была помещена репродукция упоминавшегося выше фотопортрета В. И. Ленина работы М. С. Наппельбаума. В других номерах были обнаружены не один, а несколько рисунков с подписью «В. Эмиров», причем первые (например, рисунок «Свободная Россия» на обложке № 10 от 19 марта 1917 г.) относятся к весне 1917 года, а последние - к июню 1918 года (ил. к очерку Я- И. Перельмана в № 14 от 9 июня 1918 г.).

Таким образом выяснилось, что в 1917 и 1918 годах этот художник, по всей видимости, жил и работал в Петрограде, сотрудничал в журнале «Огонек» вплоть до прекращения его выпуска летом 1918 года, а также выполнял некоторые произведения для издательства «Ук-рашська комуна» в том же 1918 году.

В других изданиях работ, подписанных именем В. Эмирова, нам встретить не удалось. Но на открытках (их было не менее пяти разных видов), изданных тем же Н. Ю. Резниковым, вероятно, уже в 1918-1919 годах, где помещены сгруппированные фотографические портреты деятелей пролетарской революции, встречается также подпись В. Эмирова, вероятно разработавшего композицию и исполнившего декоративное оформление. Открытки этой серии, среди которых была и одна с портретами А. Бебеля, В. И. Ленина, Ф. Энгельса и других, обнаружены мной в собрании Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Для портрета В.И.Ленина и здесь была использована та же самая фотография работы М. С. Наппельбаума.


<<< Цветной литографский портрет Владимира Ильича

Фотография работы М. С. Наппельбаума >>>

<<<Оглавление>>>