Творчество прогрессивного французского скульптора

По-настоящему не исследованы живописные, графические и скульптурные портреты видных участников Парижской Коммуны, исполненные с натуры в конце XIX-начале XX века.

Мало внимания уделяется до сих пор и замечательным произведениям французской скульптуры, отразившим героизм парижских коммунаров. Реалистическое творчество скульптора-коммунара Жюля Далу (1838-1902), создателя установленного в Париже памятника «Триумф Республики» (1889-1899) и интереснейшего проекта «Монумент труду», до сих пор по-настоящему не раскрыто и не оценено. Весьма скудные, а подчас и просто неверные сведения попадают даже в фундаментальные справочные издания и о творчестве П. Моро-Вотье (1871 - 1936), исполнившего полный драматизма и героического пафоса монумент «Стена жертв Революции», установленный в 1909 году в Париже на сквере Пер-Лашез (ныне сквер Гамбетты).

Практически предано забвению и творчество прогрессивного французского скульптора Эмиля Дерре, работавшего в конце прошлого и в первые десятилетия нынешнего века. А он создал не только превосходный скульптурный портрет коммунара Элизе Реклю, но и памятник французскому социалисту-утописту Шарлю Фурье, установленный в Париже на бульваре Клиши, и скульптурный портрет Л. Н. Толстого.

Свою роль в замалчивании реалистических, прогрессивных завоеваний подлинно революционного искусства сыграли и взгляды таких теоретиков, как небезызвестный Роже Гароди, рядившийся в тогу защитника «великой национальной традиции» Франции, отстаивавший принципы «реализма без берегов», «достижения» кубизма, абстракционизма и «парижской школы», но обычно забывавший и художников Парижской Коммуны, и прямых продолжателей их традиций.


<<< Буржуазное искусствоведение

Поверхностно-слащавые пейзажи >>>

<<<Оглавление>>>