Социал-революционеры

И дело здесь, конечно, не в жупеле вульгарной социологии, о которой вспоминает Г. А. Недошивин, не в «классовой атрибуции» и, естественно, не в том, что на творчество Касаткина якобы «должны равняться другие мастера», а именно в «объективном значении тех или иных идей, того или иного эстетического содержания».

Одним из самых передовых художников своего времени, в том числе и с «точки зрения искусства» (ибо ведь нельзя исключить из него и общественный идеал, и социально-эстетическую позицию), Н. А. Касаткин являлся потому, что предметом его творчества в значительной мере был самый передовой класс общества - пролетариат, а идейно-образное содержание создаваемых художником произведений, их разработка отвечали тому месту, которое рабочий класс России занимал в революционном процессе развития общества. Но из этого вовсе не вытекает «механически», что Касаткин был наиболее талантливым художником своего времени, что его произведения были наиболее совершенны по художественной форме. Это, так сказать, другие параметры измерения. Неверно было бы также не замечать и определенных противоречий, присущих творчеству Н. А. Касаткина, противоречий, объясняемых борьбой двух культур, накладывавшей свой отпечаток в дореволюционное время на подавляющее большинство художников.

В первой главе своей более поздней книги Недошивин несколько раз упоминает о Касаткине, везде включая его в ряд художников, «которые связали свое творчество с пролетариатом и более или менее последовательно отражали и его жизнь, и его интересы».


<<< Сомнение прогрессивность эстетической программы

Задачи буржуазно-демократической революции >>>

<<<Оглавление>>>