Конкретные оценки Лениным

Однако и Л. Н. Толстой, и эти художники (многие из которых знали великого писателя, поддерживали с ним связи и даже были его друзьями) являлись представителями одной и той же эпохи, принадлежали к одному общественному демократическому лагерю и в наиболее значительных своих произведениях как художники-реалисты с большей или меньшей глубиной отражали различные стороны процесса назревания революции в России. Именно поэтому ленинские методологические принципы анализа исторического места Толстого и его произведений можно и должно применять при изучении русского изобразительного искусства той поры.

Большого внимания заслуживают конкретные оценки Лениным как творчества в целом, так и отдельных произведений крупных художников, представляющих линию демократического реализма в русском изобразительном искусстве, в том числе и передвижников. Оценки эти донесли до нас в своих воспоминаниях родные Ленина и его товарищи по революционной борьбе. Н. К- Крупская рассказывала искусствоведу А. И. Замошкину, принимавшему участие в организации Центрального музея В. И. Ленина, что Владимир Ильич «высоко ценил» произведения Репина. Встречавшаяся с Лениным в 1910 году в Париже член парижской секции большевиков С. И. Гопнер вспоминала, как однажды Ленин, увидев на стене в ее квартире открытку с репродукцией картины одного из художников-передвижников, пристально разглядывал ее и совсем тихо сказал: «Как хорошо эти картины передвижников передают русскую жизнь».

Одной из самых характерных фигур передвижничества был Н. А. Ярошенко, выдающийся художник-реалист, много сделавший для организационного сплочения Товарищества в последние десятилетия XIX века. «Совестью» передвижников назвал Н. А. Ярошенко его младший товарищ и друг Михаил Васильевич Нестеров.


<<< Ленинская оценка

Популярные картины >>>

<<<Оглавление>>>