Противоречивые процессы общественной жизни

И Репин действительно их отразил. Анализ всего его творчества, всей его деятельности в целом и тех его произведений, которые были созданы еще в XIX веке, и тех, которые относятся к нынешнему столетию, ясно показывают, что интересовало художника в жизни нашего народа, какие явления он считал наиболее важными, заслуживающими воплощения на своих полотнах, как и с каких позиций он их изображал. «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы», - писал И. Е. Репин своему другу и идейному руководителю В. В. Стасову в 1872 году.

При чтении этих строк в памяти немедленно всплывают знаменитые репинские «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранца», «Возвращение солдата», полный глубокой социальной и художественной правды «Крестный ход в Курской губернии», неподражаемо живые «Вечор-нищ» и десятки других образов, с большой силой реалистического метода воплощающих наихарактернейшие стороны тогдашней российской действительности. Идейно-эстетические позиции художника в 70- 80-е годы, в период высочайшего подъема его творчества, в основном ясно определялись последовательно демократическим содержанием, задачами решительной борьбы против всех и всяческих остатков крепостнического строя в России, против деспотизма самодержавия.

В советском искусствоведении в настоящее время сложилась вполне устойчивая, весьма положительная оценка творчества Репина этого периода, а отголоски эстетических споров вокруг его отдельных произведений, так же как и попытки в конце 1920-х и первой половине 1930-х годов упрощенно-прямолинейно объявить художника представителем революционного народничества, сохраняются лишь в искусствоведческой историографии.


<<< И. Е. Репин и революционное движение его времени

Советское искусствоведение >>>

<<<Оглавление>>>