Русские эмигранты

Чтение книг, беседы и общение с революционерами уже в те годы бесспорно оказывают влияние на формирование общественно-политических взглядов молодого живописца, а также на круг его художественных интересов.

В письмах В. В. Стасову той поры художник не скрывает своих мыслей о Коммуне, он пишет, что только в ней видит «спасение человека», намечает «план будущего города», «образ жизни будущих коммунистов».

Искусствовед. И. Крапивин, посвятивший немало труда выяснению связей Репина с революционным движением, писал: «Репин не только мечтал о возрождении Коммуны, о том времени, когда идеи братства, равенства и свободы проникнут в Россию, но и создал ряд произведений на эту тему. Из них прежде всего надо отметить картину «Баррикадные бои в Париже в 1871 году» - яркое воплощение идеи низвержения капиталистического строя революционным путем. Она стала известна зрителю в 1931 году, когда впервые появилась на посмертной выставке Репина в Стокгольме и была воспроизведена на страницах иностранной прессы. Несмотря на плохое качество репродукции, в ней все же видно страстное стремление художника воссоздать героический эпизод борьбы за Коммуну, показать храбрость и беспредельную преданность народных масс первой в мире революции рабочих».

Примечательна и акварель Репина «Матрос-коммунар», репродукция которой впервые была опубликована тем же З. И. Крапивиным в газете «Советская культура». По всей вероятности, она была написана в 70-80-е годы прошлого века и является еще одним свидетельством внимания художника к Парижской Коммуне.


<<< Советское искусствоведение

Акварель Репина «Матрос-коммунар» >>>

<<<Оглавление>>>