Роль предсказателя

Однако, полемизируя с Н. Минским, он готов был признать верным его утверждение о том, что защитники реализма в искусстве якобы обнаружили гораздо меньше склонности сблизиться с освободительным движением пролетариата, чем это было у декадентов, хотя и справедливо считал, что это «совсем не доказывает того, что хотелось доказать г. Минскому».

Но столь ли уж достоверны «факты» из истории отношения к революционному движению деятелей литературы и искусства, приводимые в свое время Н. Минским, из которых прямо или косвенно продолжают исходить в теоретических построениях и некоторые исследователи наших дней?

Не говоря сколь-нибудь подробно о причинах того, почему в перечень «певцов в стане русской революции» Н. Минский включил всегда выражавшего враждебность к материализму, пролетариату и революции Д. Мережковского, мы коснемся фактических извращений, допущенных Н. Минским тогда, когда он взялся рассказывать о семье русских художников, тем более, что речь шла о художниках «Мира искусства» и Серове, с одной стороны, и о передвижниках и Репине - с другой.

Вслед за третьестепенными поэтами, чуждавшимися символизма, Н. Минский без обиняков зачислил в лагерь реакции и художников-передвижников, которые, по его словам, «с первым громом революционной грозы попрятались по углам». Но ведь в действительности в 1905-1907 годах дело обстояло совершенно иначе. Нет оснований всех без исключения передвижников, так же как и всех художников «Мира искусства» и других объединений, объявлять реакционерами или революционерами, как это пытался делать Н. Минский.


<<< Любопытное сопоставление

Вслед за третьестепенными поэтами >>>

<<<Оглавление>>>