Работы Ефимова в дереве



Блестящий декоратор, тончайшим образом чувствующий природу каждого материала, Ефимов прибегает не только к крепкой пластичности дерева, но и к нарядной цветистости фаянса и к выразительной звучности кованого металла. У Ефимова нашлось бы, что показать в дереве, кроме «Лося» и «Медведей». Напомним о его выразительных «Муфлоне», «Бизоне», «Звере», «Львице», «Борющихся козлах», «Вепре» и других работах. Все же «Лось» и «Медведь» позволили занять Ефимову свое определенное место на выставке. Ефимов идет не от мелочного повторения конкретной натуры; он стремится к образу обобщенному и выразительному; он создает «тип» животного, схватывая все существенное для его породы. Его «Лось», данный в широкой декоративной манере, стремителен, насыщен динамикой; он построен на эффекте сквозного барельефа, и этот прием повышает выразительность движения. Наоборот, «Медведь» трактован как некая рыхлая, тяжеловесная масса, с движениями замедленными, ленивыми. Манера трактовки материала у Ефимова всегда тесно связана с образом; фактура «Лося» беспокойна, напряженна; ленивая медленность «Медведя» подчеркнута широтой и мягкостью обработки поверхности.

Ефимов предпочитает работать в склеенном блоке дерева; это, несомненно, позволяет ему свободнее, полновластнее распоряжаться материалом, но вместе с тем ослабляет узы, связывающие его с материалом. Наоборот, у Якерсона исключительно близкое, интимное проникновение в характер, особенности материала.


<<< Реалистический путь

Выявляя свойства материала >>>

<<<Советская скульптура>>>