Гоголь в концепции Андреева



Памятник Гоголю был открыт 26 апреля 1909 года и сразу стал предметом дискуссий и споров; у него были столь же страстные защитники, как беспощадные хулители. Андреев давал свое, новое и остросубъективное понимание Гоголя, далекое от благодушия моллеровских изображений. Андреева прельстил не Гоголь, полный сил, здоровья, заразительного смеха, а Гоголь «ущербный», ушедший в себя, зябко кутающийся в свой длинный плащ, горько смеющийся над окружающей жизнью. Остро врезываются в память детали, на которых художник поставил акцент: костлявая рука, опущенная голова с худым, длинным, как клюв птицы, носом, с саркастической усмешкой на устах.

Гоголь в концепции Андреева - образ трагический по преимуществу. Это жертва николаевского безвременья, больной, отверженный гений, засасываемый гнилостной средой. В подобной интерпретации слышалась нота протеста против жестокой реакции, наступившей после разгрома революции 1905 года. Не удивительно, что прогрессивная часть интеллигенции приветствовала памятник, а нападки шли, главным образом, из лагеря реакции.

Но андреевская интерпретация Гоголя исторически ограничена, она несет на себе следы упадочного, депрессивного общественного сознания, она не отвечает той оценке великого писателя-реалиста, которая живет в нашей общественности.


<<< Параллельно с импрессионистическими этюдными работами

Мысль о Гоголе >>>

<<<Советская скульптура>>>