Один из наиболее активных художников



Невозможность проявить себя на монументальном поприще заставила Андреева размениваться, тратить свой талант на блеск и мишуру театрального оформления (он был близок к Художественному театру, к «Летучей мыши»), на дружеские карикатуры и шаржи шаржированные портретные бюсты артистов МХАТа, куклы «Ванька-встанька» и др., на работы прикладного и декоративного порядка (многочисленные опыты в майолике).

Продолжалась, конечно, и станковая работа в области портрета или изучения человеческого тела. Она отмечена колебаниями; Андреев нащупывает пути. В некоторых работах чувствуется увлечение греческой классикой (плод второй поездки Андреева в Париж и Лондон в 1909 г.), в других- явный уклон в стилизацию (портрет Джури) или Поиски примитива: таковы созданные им «Тульчанки», «Мордовки» в их ярких национальных костюмах. В целом получается впечатление известной дезориентации, отсутствия «генеральной линии». Ее даст Андрееву революция.

Андреев - один из наиболее активных художников первых лет революции, быть может, наиболее представительный из мастеров эпохи военного коммунизма. Он - автор монумента «Свободы», памятников Герцену и Огареву во дворе МГУ, монументальной головы Дантона, ряда мемориальных досок и рельефов. В то время как молодежь отдается страстным поискам «левой» формы, теряя чувство действительности, уходя в дебри формализма, в то время как богато одаренный, но запутавшийся в своих стилизационных попытках Коненков создавал свои неубедительные «Мемориальную доску» и «Степана Разина», Андреев нашел в своей монументальной «Свободе» образ, и поныне действенный.


<<< На фоне Кремлевской стены

В обобщенных, больших плоскостях >>>

<<<Советская скульптура>>>