Художественная и педагогическая деятельности Матвеев



В развитии советской скульптуры Матвеев сыграл весьма значительную роль. Выдающийся мастер, живой, искренний, полный беспокойства, враг рутины, он донес до шестидесятилетнего возраста свежесть и остроту восприятия мира. Многие работы Матвеева с течением лет все более раскрывают, несмотря на отличавшую их в свое время «новизну», свои подлинно классические черты. Матвеев - безупречный пластик: его искусство будит воспоминание об искусстве другого замечательного современного мастера скульптуры - Майоля; проводить, однако, какую-либо между ними генетическую связь невозможно: Матвеев не ученик и не продолжатель Майоля, но скульптор, самостоятельно нашедший свой путь. Здесь возможна лишь констатация общности некоторых исканий и тенденций (стремление к пластичности, построений, к обобщенности, к внутреннему ритму, статичности), при наличии весьма существенных отличий (более глубокий, более осознанный реализм Матвеева, его более полно выраженный портретный дар и др.).

В своей художественной и педагогической деятельности Матвеев никогда не стоял на месте, развивался, отдавался поискам, заблуждаясь временами, и снова вставал затем на путь плодотворной связи с натурой. Большой художник, он строг и требователен к себе и своим ученикам, он приносит им свой опыт, свое понимание искусства. Он развивает в них, прежде всего, художников, воспитывает умение чувствовать пластику формы, будит в них творческую самостоятельность, борясь беспощадно с ремесленничеством, штампом, готовностью удовлетвориться приблизительной и ложной законченностью. Он учит дисциплине труда. То чувство благодарности, неизменной преданности и уважения, которые обнаруживают скульпторы, выросшие в мастерской Матвеева, к своему былому руководителю, - лучшее свидетельство плодотворности и ценности педагогической работы Матвеева.


<<< Мотив движения

Б. Н. Домогацкий >>>

<<<Советская скульптура>>>