Произведения тонкого, культурного художника



Было бы неправильно считать В. Н. Домогацкого только станковистом. Особенно за последние годы он уделял большое внимание монументальной скульптуре. Он интересовался проблемой надгробной скульптуры, изучая старинные надгробия московских кладбищ; им выполнены монументальные надгробия Кашиной (1913, не сохранилось), народному артисту Сумбатову-Южину (1928), первому Красной Армии Петрову-Сергееву (1934) и другим.

Домогацкий всегда с интересом обращался к проблеме памятника. Мы упоминали выше о его работах в связи с конкурсами ранних лет революции, о величественной статуе Байрона, им созданной. Правда, тогда Домогацкий все же не мыслил свои произведения созданными для открытого воздуха - статуя Байрона задумана для внутреннего помещения. Более поздние проекты памятников уже создавались в расчете на постановку их на площади; таковы проекты памятников Островскому, Гоголю, Горькому, Пушкину. Над эскизом памятника Пушкину Домогацкий работал, уже затронутый тяжелой болезнью, преждевременно сведшей художника в могилу: эскиз так и остался незаконченным.

Проекты памятников Гоголю, Горькому - произведения тонкого, культурного художника. Они продуманы, лишены элементов спешки, в них есть определенность, ясность замысла. Их слабой чертой является, пожалуй, недостаточная их эмоциональная сила, отсутствие того пафоса, который подымает произведения монументального искусства над обычным уровнем повседневности и который так счастливо был запечатлен Домогацким в его образе Байрона.


<<< Ранние работы скульптора

По теории и истории скульптуры в стенах ГАХН >>>

<<<Советская скульптура>>>