У Мясницких ворот в Москве



Памятник Бакунину был поставлен в 1919 году у Мясницких ворот в Москве; освобожденный от строительных лесов, но официально не открытый, он был снят по требованию советской общественности, не пожелавшей примириться с неприемлемым для нее искажением и схематизацией человеческого облика. Эта неудача была первым сигналом скульптору о порочности избранного пути, о пропасти между его исканиями и представлениями об искусстве той массы советских зрителей, для которых эти искания предназначались. Сигнал этот не был воспринят. Королев упорно продолжает свои поиски.

В памятнике Бакунину Королев стремился говорить языком энергично сопоставленных скульптурных объемов, искал выразительности в их взаимоотношениях, в динамике скульптурных масс. Бунтарскую, напряженную стихию Бакунина-анархиста он пытался выразить языком вздыбленных, находящих друг на друга, борющихся друг с другом скульптурных объемов. Он пытался, таким образом, какими-то новыми средствами выразить определенное содержание, но цель оказывалась недостигнутой. Позднейший проект памятника Марксу еще более абстрактен и формалистичен. Ряд станковых работ - «Человек», «Женщина», «Саломея» и другие - свидетельствуют об уклоне в самодовлеющий эстетизм. Художник явно заходит в тупик, попадая в замкнутый круг оторванных от жизни «лабораторных исканий», понятных лишь ограниченной кучке специалистов.


<<< Колебания, беспокойство, искания молодого скульптора

«Органический» характер >>>

<<<Советская скульптура>>>