Формалистические искания Парижа



Мухина вынесла из мастерской Бурделя критическое отношение к импрессионизму в скульптуре, который в погоне за передачей поверхности, эффектов освещения игнорировал конструкцию и разрушал форму. Мухина стремится к крепко построенной, полной форме; однако формалистические искания Парижа оставляют свои следы; они сказываются в попытках геометризации формы, в известном схематизме, присущем ранним работам Мухиной (портрет сестры, «Пиета»).

Но, с другой стороны, уже в этих первых работах проявляется влечение Мухиной к большой монументальной форме. Монументализм Мухиной - не плод какого-либо головного увлечения, не крик моды; он - естественное выражение основных свойств ее дарования. Это становится особенно ясным, когда победившая революция выдвигает перед скульптурой новые задачи монументальной пропаганды. В условиях царской России искусство монументальной скульптуры переживало в течение последних десятилетий период полнейшего упадка; традиции монументализма были утрачены, идейная значимость воздвигаемых монументов была ничтожна; вкус официального заказчика колебался между вульгарным натурализмом и лживой театрализацией «героев». Революция вымела мощной рукой, как ненужный хлам, немало царских памятников, снятых за их полную не художественность. На их место победивший пролетариат стремится воздвигнуть новые памятники, дающие олицетворение великим идеям революции, запечатлевающие образы ее вождей и героев.


<<< Титаническое творчество

«Пламя Революции» - проект памятника >>>

<<<Советская скульптура>>>