Бурные события ближайших лет



Летом 1914 года разразилась империалистическая война; конкурс, объявленный Московской Городской управой на сооружение памятника погибшим на госпитальном судне Антанты «Портюгаль», потопленном подводной лодкой, дает повод Шадру обратиться с письмом в Городскую Думу; он указывает, что это потопление - частный эпизод, что следует увековечивать не подобный частный случай, а общую идею мировых бедствий, мирового страдания. Письмо Шадра вызывает интерес, он даже делает доклад на заседании Городской Думы. Ряд гласных думают объединить проект Шадра с идеей только что основанного братского кладбища.

Идеи Шадра находят новый резонанс в обстановке грандиозного общественного переворота 1917 года. Перед переполненной аудиторией Политехнического музея Шадр выступает 2 мая 1918 года с большим докладом о памятнике «Мировому страданию», иллюстрируя свою мысль диапозитивами многочисленных эскизов и чертежей. Доклад производит большое впечатление на слушателей. В Максиме Горьком, в В. М. Фриче Шадр находит горячих сторонников своего проекта.

Бурные события ближайших лет переворачивают жизнь Шадра. Художник, уехавший на родину для посещения семьи, из-за гражданской войны оказывается отрезанным от Москвы. Он работает в Политпросвете 5-й Армии и в Сибревкоме. Здесь впервые ему приходится конкретно познакомиться с новым массовым потребителем искусства, продумать его потребности и вкусы. Шадр начинает понимать порочность своих прежних символико-мистических установок. Не отказываясь от монументального размаха своих замыслов, Шадр видит, что именно реалистическая форма искусства наиболее понятна, приемлема для масс, наиболее полно раскрывает идейное содержание произведения.


<<< Эпоха пребывания в Риме

Моссовет принципиально одобряет >>>

<<<Советская скульптура>>>