Булыжник - оружие пролетариата



В 1926 году Шадр едет за границу: он посещает Париж, Италию. В Париже он лепит бюст Красина, бывшего тогда полпредом СССР, и повторяет затем портрет в мраморе. Перед нами лицо старого революционера, с его гордым профилем, лицо, на которое долгая болезнь уже наложила свою печать: иссушила, сделала тоньше черты.

Тогда же создается и портрет матери, приобретенный впоследствии для музея в Анкаре. Перед нами снова выхваченный из жизни образ; художником правдиво вскрыта психология старой, утомленной жизнью женщины.

К 1927-1928 годам относится ряд фигур более натуральной величины, в которых художник, выходя из грани узкостанковой скульптуры, ищет монументальных решений. Большую популярность приобретает премированная на юбилейной выставке к десятилетию революции (1927) статуя «Булыжник - оружие пролетариата». Яркий драматизм, экспрессия замысла, четкость формы делают эту работу одним из любимейших произведений советской скульптуры.

В 1929 году Шадр выставляет «Труженика» и «Сезонника». «Сезонник» (мрамор) - сильный старик, с мускулистыми руками, сидит в спокойной позе, погруженный в раздумье. Это - воспоминание об отце художника и вместе с тем - памятник рабочему трудовому человеку. Статуя была водружена в Лермонтовском сквере в Москве. Поза, полная достоинства и силы, могучие пропорции фигуры, обобщенная трактовка форм рождают впечатление монументальности. Красива почти классической красотой голова старика. Весь образ проникнут своеобразной героикой.


<<< На фоне далекой цепи снежных гор

«Труженик» - фигура старика-рабочего >>>

<<<Советская скульптура>>>