Известная романтичность Горького



В интерпретации образа молодого Горького, в самом мотиве движения (поворот головы, руки за спиной) есть общие моменты с проектом Мухиной для того же места. Показательно, что мы имеем здесь дело с совпадением замысла, указывающим, что самый характер образа молодого Горького толкал обоих скульпторов на близкие решения. И у Мухиной, и у Шадра молодой Горький дан протестантом, борцом, отвергающим мир насилия, тьмы и неправды, которым он окружен. Решимость, вызов старому миру чувствуются во всей фигуре Горького. Не довольствуясь эскизом фигуры, Шадр выполняет голову в большом размере; она полна экспрессии: копна волос, словно взметенная вихрем, морщины, избороздившие лоб, напряженный взгляд, яростно раздувающиеся ноздри, сжатые губы - все создает образ гнева, непреклонности. Трактовке Шадром образа молодого Горького присуща известная романтичность, приподнятость, но разве не характерную романтическую окраску получают революционные настроения молодого Горького?

Спокойнее, сдержаннее решение памятника Горькому для Москвы. На высоком постаменте-скале высится фигура писателя. Он стоит в характерной позе, в расстегнутом пальто, опираясь на палку. Движение естественно и жизненно. В нем, вместе с тем, чувствуются сила, строгость, придающие фигуре писателя своеобразное величие. Передача характерных черт лица удалась художнику. Для этого проекта Шадр также лепит отдельно голову писателя; он подчеркивает в образе писателя черты сурового мыслителя, моралиста, изучающего и оценивающего жизнь, черты борца, бесстрашно взирающего на будущее.


<<< Проект памятника для г. Горького

Задача синтеза искусств >>>

<<<Советская скульптура>>>