Эпоха военного коммунизма



Для своего успешного проведения план монументальной пропаганды требовал перестройки сознания художников. Но такая перестройка не могла совершиться в течение немногих недель или месяцев; она явится в дальнейшем результатом длительного, органического процесса, в котором растущее, крепнущее советское искусство будет завоевывать последовательно одну позицию за другой.

Эпоха военного коммунизма полна грандиозных начинаний, смелых замыслов. Проводятся многочисленные конкурсы на памятники революции и ее деятелям. Лишь исключительно тяжелые условия первых лет революции, когда молодая Советская республика должна была ежечасно отстаивать свое существование, в жестокой борьбе против бесчисленных врагов, внутренних и внешних, объясняют почему всем этим начинаниям за очень немногими исключениями не удалось получить осуществления, почему столь многое должно было быть оставлено в начальной стадии проекта или эскиза.

Из числа многочисленных конкурсов, проведенных в эту напряженную эпоху, упомянем прежде всего о конкурсах на памятник Марксу. Первый конкурс был организован Моссоветом в 1918-1919 году. Местом для памятника намечалось первоначально Ходынское поле; сам памятник предполагался грандиозных размеров. Конкурс не дал положительных результатов. В 1919 году конкурсы на памятник Марксу организовывались Наркомпро-сом. Первый с участием Меркурова, Андреева, Королева, Блажиевича снова оказался безрезультатным, и лишь на следующем, расширенном конкурсе был выделен эскиз Алешина, которому и был поручен разработанный вариант. Этот эскиз, выполненный Алешиным совместно с Кольцовым и Гюрджяном, был утвержден Лениным. 1 мая 1919 года Ленин выступал на закладке памятника на Свердловской площади.


<<< План ленинской монументальной пропаганды

О конкурсах на памятник «Парижская Коммуна» >>>

<<<Советская скульптура>>>