Монументально-декоративная скульптура



Такое отношение к монументальной скульптуре не могло не оказать задерживающего влияния на ее развитие; ее практическое применение оказывалось суженным; теоретики отводили ей ограниченные функции в становлении нового, строящегося общества. Трудности материально-технического порядка, со своей стороны, направляли внимание скульпторов к более легко осуществимым задачам камерного искусства, тем более, что вновь появившаяся клиентура проявляет к нему повышенный интерес.

В Москве, где влияние конструктивистической архитектуры было особенно значительным, монументально-декоративная скульптура лишена в это время какой-либо реальной возможности развития. Все крупные здания, возводимые в эту эпоху, лишены какого-либо подобия монументального скульптурного декора (Институт Ленина, здание «Известий», даже компромиссный, модернистический телеграф и т. п.). Памятники, воздвигнутые в этот период в Москве, крайне немногочисленны. Если не считать памятника Тимирязеву Меркурова (гранит, 1922-1923), связанного скорее с группой памятников предшествующего периода, то единственным реально воздвигнутым памятником окажется памятник погибшему в Швейцарии полпреду СССР Воровскому работы скульптора Каца (1924). Памятник этот, поставленный в глубине площади, перед зданием Наркоминдела (Кузнецкий мост - Сост.) страдает известной натуралистичностью. В движении Воровского запечатлен, быть может, и правдиво схваченный, характерный для него жест, но он воспринимается как случайный, частный, не раскрывающий основного значения человека.


<<< Успешное овладение методом

Памятник Марксу в Москве >>>

<<<Советская скульптура>>>