В области искусства



После конструктивистических исканий скульптура обращается к жизни; однако путь нового, обретенного реализма, его творческие методы еще недостаточно ясны; от метода, в значительной мере еще проникнутого самодовлеющими формальными исканиями, напоминавшими о практике кубизма (Мухина, Чайков), до реалистической формы, окрашенной налетом классицизма (Сомова, Смотрова), от сочного и вместе с тем рыхлого живописного реализма Королева с его импрессионистической манерой до стилизующего обобщения Ватагина и Ефимова - такова амплитуда колебаний. Тематика большинства работ носит еще слишком общий, не связанный с эпохой характер. «Пламя революции» как бы не опалило еще скульпторов. Вместе с этим следует отметить значительную притягательность архаизирующих, примитивистических тенденций, с одной стороны, и пережитков эклектического модерна - с другой. И, наконец, имеется тенденция у ряда скульпторов потакания буржуазным вкусам старой интеллигенции, тенденция к «салонной красивости».

Эпоха НЭПа в области искусства - это в известной мере торжество станковизма, торжество камерной формы, пришедшей на место монументальных заданий, обширных замыслов предшествующей эпохи. В некоторых кругах скульпторов могла рождаться иллюзия о появлении нового индивидуального покупателя, индивидуального заказчика. Все это побуждало часть скульпторов ориентироваться на предполагаемый частный художественный рынок.


<<< Основные процессы советского искусства

Показ новой строящейся жизни >>>

<<<Советская скульптура>>>