Конкурс на памятник бойцам ОКДВА



Его Чапаев окружен кольцом соратников, композиция Фрих-Хара далека от театральности, ложной приподнятости. В трактовке Чапаева и партизан Фрих-Хар достигает, несмотря на приземистость фигур, неуклюжесть жестов (остаток неизжитого примитивизма), известной теплоты, экспрессии. Встречающаяся часто у Фрих-Хара деформация не мешает восприятию. Однако вся композиция носит слишком бытовой, жанровый характер. В ней совершенно не выявлена героика Чапаева, его несокрушимая отвага, порыв. Проект Фрих-Хара не отвечает тому образу Чапаева, который живет в народном сознании.

Проведенный в конце 1931 года конкурс на памятник бойцам ОКДВА в Даурии дал новую возможность скульптуре испробовать свои силы на трудном, сложном задании. Семь заказных проектов конкурировали друг с другом. Их авторами были: Манизер, Алексеев, Крандиевская, Листопад, В. Андреев, Матвеев и Шадр. Следует признать, что ни один из авторов полностью не справился со своей задачей. Эффектный драматизм проекта Шадра был наиболее способен поразить впечатление зрителя, но его патетика была все же недостаточна для правильного и исчерпывающего освещения темы. Шадровской эмоциональности лишен проект Матвеева; это формально-тонкое, рассудочно построенное произведение оставляет зрителя холодным, не заражает его. Проект памятника, данный Матвеевым, отличался статичностью, был продиктован не столько желанием глубже раскрыть ведущую идею памятника, сколько стремлением к остроте композиционного решения, построенного на чисто формальных предпосылках. В этом плане нельзя отрицать известного его интереса. Матвеев дает своеобразную пространственную композицию, построенную на выверенных отношениях отдельных величин, отдельных элементов.


<<< Конкурс на памятник Чапаеву

Работа Мотовилова >>>

<<<Советская скульптура>>>