Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.3

Поэтому Барма и Постник — гениальные зодчие,— не побоявшись указа царя, остались верны высоким принципам искусства — построили не восьмиглавый, а девятиглавый храм и этим включили в здание тот недостающий элемент, который определил совершенство всей композиции.

Вот как об этом записано в летописи: «...повеле им здати [построить] церкви каменны заветны я 8 престолов, мастеры ж божием промыслом основаша 9 престолов, не яко ж повелено им, но яко по бозе разум даровася им в размерении основания».

Заложив новую столицу, Петр I построил Петропавловский собор, золотая игла которого стала символом и эмблемой города на Неве. В глухих, далеких деревнях крестьяне рубили церкви, часовни и памятные кресты у дорог, чтобы ознаменовать ими большие и малые события в жизни всей страны или только одной волости.

Не всегда, конечно, церковь непременно имела значение памятника. Но, как правило, это было самое крупное и фактически единственное общественное сооружение на селе, где сосредоточивались отнюдь не только религиозные, церковные интересы. В какой-то мере она играла роль и административного учреждения, где нередко собирались мирские сходы, и была чем-то вроде клуба, в котором крестьяне обсуждали все дела и новости — полити-ческие, хозяйственные, семейные, бытовые. Всем людям свойственно стремление к духовному общению между собой, и в воскресенье, в праздники крестьянин, принарядившись, шел в церковь не только молиться, но и повидаться с односельчанами и друзьями из ближних сел — «себя показать и людей посмотреть».


Церковь в Варзуге на Кольском полуострове (XVII в.) отличает богатство и разнообразие архитектурных форм.

И наконец, еще одно, пожалуй, самое важное. Древнерусские церкви — это для нас прежде всего памятники искусства, памятники национальной культуры. Каково бы ни было прямое, практическое назначение этих зданий, художественное, образное начало их никогда не ограничивалось церковной, культовой обрядностью. Архитекторы и строители — а это были преимущественно люди из простого народа — вкладывали в них гуманистическое содержание; в традиционных формах храмового зодчества выражали они заветные мечты и чаяния соотечественников, силу и величие их души, патриотизм и свободолюбие, сломить которое оказались не в силах ни чужие, ни «свои» угнетатели. В совершенной гармонии пропорций и архитектурных форм проявляется чувство прекрасного; в неразрывном единстве с природой и задушевном лиризме этих памятников — глубокая человечность и поэтичность, что сродни народным песням; в суровой сдержанности архитектуры — героический строй былинного эпоса.


<<< Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.2

Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.4 >>>

<<<Оглавление>>>