Чистые жанры и виды

Стоит отметить одну из наиболее примечательных черт художника. Мастер на все руки, он не использовал свои многочисленные способности «по прямому назначению». Будучи «по составу крови» театральным художником - редко делал театральные декорации. Рассказчик по призванию - не писал жанровых картинок. Получив божьей милостью жилку замечать смешное и смешно придумывать - не пошел стезей карикатуриста и сатирика. При широте мышления и проницательности историка - не создавал полотен на историческую тему. Словом, не делил «на рубрики» многоумение свое, забыл, что кто-то когда-то поставил межевые столбы, разграничившие области, нареченные учеными-классификаторами «жанрами и вилами искусства». Не знал, что за штука эти отфильтровашю чистые жанры и виды. Потому-то в пейзажах старой Москвы и старого Воронежа приоткрывается страница истории Руси, воздухом театра дышим у листов акварелей, с головой окунаемся в поток карнавального и театрального (что у Щукина, в общем-то, равнозначно) веселья, бурлящего в «натюрмортах» (ну, никак не обойтись без кавычек).

Итак, ясно - тут, в натюрмортах, есть что угодно, только не «мертвая натура», не спокойная, безмолвная жизнь пещей, stilleven (как довольно точно обозначили старые голландцы истинное содержание предметной живописи своего времени). История натюрморта конца девятнадцатого и особенно первой трети двадцатого столетия - цепь непрестанных атак на дотоле незыблемую «тишь да гладь» добропорядочно домовитого покоя вещей. Щукин тоже внес свою лепту в революцию жанра, здесь более, чем где бы то пи было, стремясь одолеть притяжение быта.


<<< Талантливейшие профессионалы

Гипертрофированная неприязнь >>>

<<<Оглавление>>>