Маленькие дворы юных кукольников

Выдумки подростков иногда приносили и беспокойные минуты окружающим. Однажды они соорудили из папье-маше человека в натуральную величину, обрядили его в куртку Юры и брюки Вадима, вечером в темноте спустили на веревке со второго этажа и поставили в воротах. Как только кто-нибудь появлялся на улице, кукла двигалась и дико жестикулировала, пугая прохожего.

В маленькие дворы юных кукольников вело доброе намерение. Но не только поразвлечь ближних хотели они. Шел 1918 год, отмеченный, помимо всего, повсеместным возникновением агитационных, сатирических зрелищ. Воронежцы не остались в стороне. Театр революции, массовый, митинговый, делавшийся тысячами людей по всей стране, говорил на многочисленных подмостках языком народного балагана. В тревожные дни, когда слышались звуки выстрелов и грохот пушек неподалеку проходивших боев с белыми, ребята, обуреваемые жаждой деятельности, хотели внести ярким, близким к «райку» действом будоражащее, активное начало в быт горожан, как бы неосознанно следуя высказанному ранее Л. Блоком: «всякий балаган... стремится статном, пробить брешь в мертвечине».

Ни к чему искать в первых опытах Щукина следы сложившегося романтического восприятия мира. Однако именно тут основы последующего - желание внести в будни частицу чуда, озадачить необычным и неожиданным. Театр Петрушки определил собой многое и немаловажное в будущем художника. Дело не столько в том, что он на протяжении всей жизни вновь и вновь возвращался к увлечению юных лет. Главное, что черты, присущие его дару и наметившиеся в ранних пробах, - элементы народной комики, эксцентрика и лицедейство, стихийная тяга к искусству площадному, адресованному многим, - скоро войдут в плоть и кровь ощущения Щукина.


<<< Будущий художник

Грандиозный митинг учащихся >>>

<<<Оглавление>>>