Снижающие, пародийные интонации

Одним из путей, которые прокладывало искусство в поисках новых решений, было последовательное усиление личного, субъективного начала в раскрытии темы. В основе этой общей тенденции лежало лирическое начало особого рода: его, пожалуй, можно было бы определить как «мое» ощущение праздника в самом прямом смысле слова. В качестве достаточно раннего примера можно привести произведение И. Попова «Деревенский праздник» (1961). Это скорее пейзаж, чем сюжетная композиция. На небольшом полотне изображены зеленый косогор с рядом новых домов и вереница людей, в синеватых весенних сумерках тянущаяся вслед за гармонистом. В сцены не возникает ни малейших сомнений. Между тем главное заключено в том впечатлении, которое создается всем образным строем картины, ее незамысловатым сюжетом, самой композицией, как бы подсказанной занятой художником позицией наблюдения - на расстоянии, в стороне, издалека. Точкой зрения наблюдателя определена интонация сочувственного внимания, чуть грустной, но сердечной и искренней созерцательности. Если праздник для героев произведения и для самого живописца не совсем одно и то же, то это отнюдь не значит, что последний чужд их чувствам. Напротив, он тоже участник, только не видимый ни зрителю, ни действующим лицам.

Авторское сочувствие, соучастие, соприсутствие становится на несколько лет основным мотивом трактовки темы. Родство в переживании единого для всех праздничного настроения помогает найти нового героя, понять и передать новые, отношения с окружающим предметно-пространственным миром.


<<< Внешний мир

Авторское сочувствие >>>

<<<Оглавление>>>