Новый ракурс целостного восприятия мира

Определяя особенности искусства второй половины 60-х годов, необходимо отметить постепенно усложнявшуюся связь персонажа с его внешним природным и предметно-пространственным окружением. Отношения субъективного и объективного начал, воплощенные в отношениях между героем и материальной средой, утрачивали былую прямолинейную. Художник стремился увидеть и воссоздать их опосредованность, их зависимость друг от друга. Новая постановка задачи заставляла следить за множеством прямых и обратных воздействий между человеком и природой, персонажем и обступающими его бытовыми вещами.

Одновременно углублялась трактовка нравственно-психологических проблем, по-новому ставился вопрос личной ответственности, персонального участия людей в жизни окружающего их внешнего мира. На место непреложных «да» и «нет» во взаимоотношениях добра и зла приходила диалектика их противоборства. В культурном сознании росли и складывались новые представления, заново формировался поэтический образ действительности, обладавшей своими этическими и эстетическими ценностями.

«Человек дела» и «мыслитель» с их монолитной целостностью характера как бы противостояли внешнему миру, который нуждался в их энергии, ждал преобразований, требовал перестройки. Эти герои были по преимуществу людьми во цвете лет, сильными во всех смыслах слова. Молодость и физическое здоровье были неотъемлемой принадлежностью их натуры, столь же необходимой им, как жажда деятельности, трудовой, творческий, интеллектуальный энтузиазм, отмечавшие душевный склад лучших представителей эпохи. Воля к созиданию не только выделяла личность из внешней среды, но и поднимала, ставила человека в искусстве 60-х годов выше его материального окружения. Преобразовательная деятельность строителя будущего давала ему право господствовать над вещами и природой, оправдывала это высокое положение.


<<< Обращение к детскому инфантильному сознанию

Начало 70-х годов >>>

<<<Оглавление>>>