Радость старика и ребенка

Мы сознательно остановились на содержательно-смысловой стороне картины Попкова, чтобы легче нащупать аналогии, как бы напрашивающиеся сами собой, с другими, зрелищными и словесными видами искусства. Маленькие герои, мальчики и девочки, все настойчивее привлекавшие внимание писателей и режиссеров, исполняли в их произведениях важную, иногда решающую роль. Самим своим присутствием они нередко очищают атмосферу запутанных и мучительных отношений между взрослыми, помогая прояснить и преодолеть смутные житейские проблемы. Их голоса звучат камертоном расстроенной людской разноголосицы. Школьники в фильме «Звонят, откройте дверь!» (1966), с их обидами и радостями, недоумениями и требовательностью, по существу, определяют нравственные нормы тех конфликтов между старшими, вольными или невольными участниками которых они становятся. Им принадлежит не только суд, но и последнее слово оправдания. Благодаря их серьезно и внимательно наблюдающим и заново открывающим для себя жизнь глазами мы начинаем видеть вокруг себя вещи, неразличимые за мутной пеленой привычки, стирающей их подлинный смысл.

Старикам и «чудакам» дети ближе, родственнее и понятнее искушенных «деловых» взрослых, за рассудочной самоуверенностью которых нередко прячется обывательское равнодушие. Герои повести Ч. Айтматова «Белый пароход», мальчик и его дедушка, знают и видят нечто большее, чем те, кто смотрит на них сверху вниз, для кого чудо прекрасного видения Матери ребяческая фантазия, а не реальность. Старику и ребенку доступна радость более подлинная, чем все тупые и грубые удовольствия людей, ослепших и оглохших в черством самодовольстве.


<<< Трудности и неудачи

Одаренные простым и верным чувством справедливости >>>

<<<Оглавление>>>