Направления развития

В живописи минувшего десятилетия оказалось необычно много «зверей». Они пришли одновременно и вместе со стариками и детьми, образный мир сразу же существенно преобразовался от одного их присутствия. Герой оказывал влияние на всю окружающую его материально-пространственную среду, как бы заново открытую, понятую и освоенную вместе с новыми действующими лицами, в прямой и опосредованной связи со складом их характера и особенностями их душевной организации. В изображении животных, в использовании «звериного» мотива в живописи 70-х годов можно наметить несколько различных содержательно-стилистических тенденций, каждая из которых обладает достаточной смысловой и пластической самостоятельностью.

Одним из направлений в развитии этой темы можно считать своеобразный вариант мотива содружества людей и животных. Исполненные собственного достоинства, благородные и породистые собаки в больших композициях А. Васнецова («Семейный портрет в мастерской», 1971) и портретах («Девочка с собакой», 1973) - не простая принадлежность быта, но верные и молчаливо-разумные друзья своих хозяев. Они составляют часть внешнего, природного и предметного окружения героев. Но их одушевление глубоко персонально, привязанность к людям избирательна, они как бы составляют среднее звено той цепи, которая соединяет мыслящую человеческую личность с бессознательной жизнью органических форм материи.


<<< Дружественные или враждебные, спутники

Веселый, добродушный >>>

<<<Оглавление>>>