Поэзия повседневности

Поиски новых способов поэтического освоения мира раньше и очевиднее всего сказались в области пейзажа и натюрморта. В образе предметно-пространственной среды, в творческой интерпретации природы и вещей художники пытались воплотить свои представления об универсальных жизненных ценностях, которые находили выражение в самых различных стилистических направлениях. Именно в этот период особое значение приобрели традиционные формы изобразительного языка, как бы возрожденные необходимостью широкого и разностороннего подхода к предмету изображения. Нетрудно заметить, что направление творческих интересов носило не только, но и характер, охватывая и втягивая в себя общекультурные запросы и потребности. Поиски велись и в сфере пластики, и в области содержания. Форма воплощения замысла, исполняя служебную по отношению к поэтическому мировосприятию роль, получила особую динамическую восприимчивость, при которой разные виды искусства, казалось, не только соревновались, но и «обменивались» изобразительно-описательными приемами друг с другом.

Еще совсем недавно упрек в «литературности» был чуть ли не самым сокрушительным для живописи. Уже в середине и второй половине 60-х годов откровенно повествовательное начало даже в пейзажном и натюрмортном жанрах получает вполне законное право на существование наряду с собственно выразительно пластическими образными средствами. Литература, кинематограф, поэзия не остаются в долгу: и здесь с новой силой оживают живописно-предметное описательное слово, как бы соперничающие с картиной фотоэффекты замедленно укрупненных кадров интерьеров и натюрмортов.


<<< Внешние по отношению к персонажу пейзаж

Творчество Ю. Пименова >>>

<<<Оглавление>>>