Предмет, отмеченный приметами и признаками жизненного применения

Вещи могут «вести себя» как угодно - они никогда не выйдут из подчинения человеку. Какими бы странными и необычными они ни были, все они служат хозяину - художнику, это орудия его ремесла, участники его трудов. В них, в их свободной прихотливой игре отражены его воля и знание, его привязанности и радости, он избрал их своими героями, он диктует им согласие и рознь, сочувствие и настороженность. Последнее слово принадлежит автору, и в натюрморте мы узнаем не столько о цвете, пространстве, материи самих по себе, сколько о художнике, его выборе, представлениях, его нелегком и счастливом призвании.

Предмет, отмеченный приметами и признаками жизненного применения, постоянно напоминал о своих связях с внешним миром, с людьми, которые могли бы им воспользоваться. Обыденные вещи возвышало над повседневностью то обновленное чувство красоты и разнообразия форм, фактур, красок, которые сумел увидеть и передать живописец, писатель, режиссер.

Одним из наиболее устойчивых мотивов подобных произведений служила «непреходящая правда деревенского» быта, «тянущегося к земле и ее дарам». Художнику важно было выразить чувство «незабываемого приобщения» к основам народной жизни. Можно было бы сказать, «что вечный праздник жизни» открывался «через то будничное, житейское, простейшее», из чего рождается переживание радостной полноты бытия «и переборка картошки вырастает в событие» . Живопись наряду с литературой и кинематографом ищет выражения сокровенной жизни предметов и природы, роднящей их с людьми, открывающей доступ к первозданным основам существования.


<<< Кисти, банки и тюбики с краской

Стук сердца >>>

<<<Оглавление>>>