Выбор предметов

Такие художники, как Н. Андронов, П. Никонов, К. Мордовии, А. Васнецов, видели здесь возможность выражения общих закономерностей объемно-пространственного существования предметного мира. Цветовые сочетания, линейно-ритмический строй полотна, его архитектоника служили выявлению обобщающей сущности вещей, внутренней упорядоченности внешней среды. Характерен и отнюдь не случаен набор предметов, повторяющийся во многих натюрмортах. Это обычно либо профессиональные атрибуты живописного ремесла - кисти, краски, банки и бутылки с растворителями, либо вполне заурядный, но достаточно определенно очерченный круг обиходных вещей - кастрюли, кувшины, подсвечники, столовая посуда. Во-первых, все это предметы приглядевшиеся, те, что под рукой; во-вторых, они все принадлежат самому неодушевленному из всей «мертвой натуры» миру - это не хлеб, не фрукты и цветы, даже не ткани, согретые теплом смявшей их и бросившей на стол руки. Жесткая металла, простота и внутренняя законченность формы глиняных кувшинов, обтекаемая плавность стекла (А. Васнецов «Кухонная полка», 1961) позволяют живописцу искать обобщающих признаков предметности в комбинациях пространственных соотношений, в строгом соответствии ритмических повторов, соперничающих друге другом плоскостей. Цвет как бы обнаруживает, одевает плотью ту разумную гармонию, законам которой подчиняется и малое, и великое в идеальном мире, очищенном от случайностей непосредственного впечатления или настроения автора.


<<< Объективность разностороннего показа предметного мира

Функциональная обусловленность действительности >>>

<<<Оглавление>>>