Новый мир

Образный мир, по-новому претворивший жизненную социальную и предметно-пространственную среду, обладал и другим субъектом, носителем новых актуальных идей. Явился новый тип героя, постепенно оттеснившего на задний план своего деятельного, энергичного предшественника. Этот новый персонаж не был сразу замечен, между тем именно его появление преобразило характер поэтики, изменив основные акценты, оправдав неожиданные перемены в отношениях главного и второстепенного в структуре целого. Его можно назвать «человеком размышляющим». Не столько деятельность, профессия, труд, сколько способность мыслить, интеллект, углубленная сосредоточенность на серьезных вопросах жизни отличают молчаливое достоинство этого персонажа, становятся его внутренней правдой.

Примером могут служить работы, в которых решительная перемена в мотивировке характеров главных действующих лиц проведена с программной отчетливостью. Ставшая в те годы традиционной статическая торжественность композиции, декоративность цветового решения, достоверность портретного сходства служат теперь иным, чем прежде, целям, осмысленным в новом содержательном качестве. В портретах середины 60-х годов мы встречаемся с тем родом, которую Л. Зингер называет «монументальным интеллектуализмом». Строгие лица погруженных в раздумья людей обладают, по выражению П. Павлова, «какой-то особой, органической внутренней интеллигентностью», заставляющей видеть в его моделях прежде всего интеллектуалов.


<<< Человек размышляющий и окружающая его предметная среда

Манера письма >>>

<<<Оглавление>>>