Характер художественного истолкования

Рассуждая о «возрождении личностного начала» как одной из «прогрессивных линий развития» в истории культуры,

Д. Лихачев тонко заметил, что в ходе эволюции «представление о собственности усложняется. Собственностью могут становиться не только материальные, но и чисто духовные ценности».

Характер художественного истолкования бытовой пространственной, обиходной среды, в центре которой помещен мыслящий, склонный к философским обобщениям и погруженный в раздумья персонаж - новый герой искусства конца 60-х и 70-х годов, существенно отличается от творческой интерпретации природы и вещей в предшествующий период. Это поэтика, основанная не столько на непосредственно чувственном, сколько на опосредованно интеллектуальном опыте. Внешний мир со всей его видимой реальностью нередко превращается здесь в умозрительно отвлеченное понятие, заметно возрастает символический и метафорический подтекст. Все вещи оказываются чем-то означены, что-то значат сверх их прямого смысла и назначения. Значение и значимость как осмысленная ценность становятся важнее любых других (эстетических, практических, функциональных) свойств предмета, так же как способность размышлять - устанавливать значение получает для автора и его героя нравственное достоинство, свидетельствует о к высшей духовной жизни.


<<< Погружение в сферу размышлений

Традиционный комедийный прием путаницы и смешных недоразумений >>>

<<<Оглавление>>>