Натюрморт и интерьер

Из предметного мира изъято не только все, что вызывает непосредственно чувственные переживания, но и самый воздух. Ничто не туманится, не мутится в сокровенной дымке полутонов,- напротив, очерчено жестко, недвусмысленно, определенно: сами вещи кажутся художнику более интересными, чем все то, что мы могли бы о них подумать, все, что могли бы им приписать. Вещи не ведут с нами «заповедных» разговоров, ни о чем не напоминают, не вызывают волнения, не требуют сочувствия. Они есть, и этого, кажется, достаточно, более того - именно это живописцу и нужно утвердить.

Натюрморт и интерьер как бы втягивают в себя, охватывают собой всю внешнюю предметную среду. Кажется, природное и любое другое, внешнее окружение героя, существа мыслящего, духовного, интеллектуального, столь же непроницаемо, как обстановка его комнаты, книги и безделушки на столе. Даже живописная поверхность полотна как бы перенимает от «мертвой натуры» ее вязкую, кроющую уплотненность, натянута, словно кожа на креслах.

Характерным примером одного из возможных путей в этом направлении художественных поисков может служить творчество В. Дементьева. Он обратил на себя внимание пейзажем «переулок» (1975). Со скрупулезной педантичностью выписаны здесь каждый дом, ограда, эркер, наличник. Художник не упускает из виду почтовых ящиков, фонарей. Его глаз придирчиво исследует стены, фиксируя отвалившуюся известку, выступившую в выбоинах штукатурки кладку красного кирпича. Кажется, ему дорог не только общий, интимный, «московский» облик переулка, но любая примета, оставленная временем на дверях, решетках, тротуарах. Кисть послушно следует его приметливости к мелочам, повторяя малейшие изгибы и дефекты формы.


<<< Черные квадратики домино

Манера, прием, живописи >>>

<<<Оглавление>>>