Материальная предметно-пространственная действительность

Материальная предметно-пространственная действительность - ее антипод. Внешняя среда глуха и нема по отношению к утонченной взыскательности, сложности художественного восприятия индивида. Действительность предстает как бы изначально раздвоенной: интеллектуально-творческое сознание автора противостоит бездушной предметности природы и вещей. Духовное и материальное начала жизни как бы разведены к противоположным ценностям, содержательным полюсам.

Бросается в глаза пристрастие таких художников, как А. Петров, А. Волков, к плотным, кроющим поверхностям: оштукатуренные стены домов, глянец закрытых окон, серый накат асфальта, даже лоскут неба, словно матовая пластмасса, а не воздушный прорыв в глубину, как одежда, непроницаемый покров, окутавший предметы, не столько обличают, сколько скрывают их существо. Кажется, взгляд, подобно руке, ощупывает края и выступы формы, скользит по плоскости, болезненно натыкаясь на выбоины и прорехи, осыпи известки, неровности кирпича, вмятины тротуара. Переулок, интерьер, лестничная клетка безлюдны не потому, что художник не изобразил прохожих,- это часть наглухо и сплошь материально-предметного, насквозь овеществившегося мира, который не нуждается в присутствии человека. Материя сама по себе, вещи в их молчаливой и таинственной вещественности как бы отрицают необходимость живого, эмоционального, психологического вмешательства людей. Кажется, художнику нужно удостовериться в реальности

тяжелых, плотных, угловатых объемов, в непреложности земли под ногами, стен, обступивших справа и слева. Он ничего не хочет домыслить к тому, что видит. Даже пространство представляется ему субъективным свойством восприятия - его воздушную глубину заменяет объективность перспективного сокращения предметов.


<<< Манера, прием, живописи

Видимые признаки культурности >>>

<<<Оглавление>>>