Поэтически-призрачный мир

Творчество Вирсаладзе становится значительно более зрелым. Повышается мастерство. Тенденции, ранее лишь намечавшиеся, обретают законченную форму. Появляются и некоторые новые черты. На пороге нового периода Вирсаладзе оформил «Аиду» Верди в постановке Э. Каплана в Куйбышевском театре оперы и балета (1946). В этом спектакле продолжилось творческое сотрудничество художника и режиссера, столь удачно начатое в «Фальстафе». Эскизы спектакля не сохранились. Но фотографии, рецензии в местной прессе и отзывы очевидцев позволяют судить о нем.

Э. Каплан отказался в спектакле от стилизации под древнеегипетское искусство в пластике актеров и в декорациях, которая отличала популярную довоенную постановку В. Лосского, шедшую в нескольких театрах. Он стремился выявить общечеловеческий смысл и подчеркнуть современное значение конфликта между чувством и долгом, лежащего в основе оперы. Внешний же рисунок сценического действия характеризовался скульптурной лепкой мизансцен.

Вирсаладзе создал к этому спектаклю декорации, отличавшиеся значительно большей степенью условности, нежели его предшествующие работы, декорации «экспрессивно-романтического характера», как писал о них рецензент М. Тейх. Приметы древнего Египта были здесь, скорее, лишь внешними признаками монументального образа сурового деспотического мира, нежели сутью решения. Спектакль шел в косых кулисах, расписанных черным, красным и золотом. Они вызывали ассоциации с сооружениями древнего Египта. Преувеличенные масштабы изображений богов и сфинксов по отношению к фигурам актеров подчеркивали подавляющий характер деспотической власти. Вирсаладзе удалось здесь избежать парфюмерной слащавости, часто свойственной постановкам «Аиды».


<<< Драматический театр им. Ш. Руставели

Приметы древнего Египта >>>

<<<Оглавление>>>