Искусство Древнего Египта. Архитектура Древнего царства.

Ведущее положение в египетском искусстве уже с ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура из кирпича и дерева не сохранилась. О том, какой вид имели жилые дома Древнего царства, мы можем судить только по глиняным и деревянным моделям из гробниц, а о внешнем виде дворцовых построек — по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах.
Мастаба времени I династии имели две ложные двери и двор, куда приносили жертвы. Складывали мастаба из обломков камня и песка, сверху облицовывали кирпичом, а мастаба высшей знати — известняком. Со временем к мастаба стали пристраивать молельню из кирпича, где ставили жертвенник, а еще позднее молельни и помещения для статуй начали устраивать внутри мастаба, которые стали выкладывать из камня. К концу Древнего царства внутри мастаба делают уже по нескольку помещений (кладовые, коридоры, залы).
Развитию строительной техники и архитектурной формы особенно способствовало сооружение грандиозных царских усыпальниц, на которое шли колоссальные средства. Желание утвердить деспотическую власть фараона проявлялось в стремлении сделать царские мастаба как можно более крупными. Но увеличение их размеров по горизонтали скоро перестало служить этой задаче. Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилось увеличение их по вертикали.
Пирамида Джосера. Первым значительным сооружением, в котором эта тенденция нашла свое воплощение, была усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 3000 г. до н. э.), так называемая «ступенчатая пирамида». Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи уменьшающихся кверху мастаб. Пирамида и постройки вокруг нее (дворы, молельни) были возведены по единому плану, составляя сложный ансамбль. Имя его создателя, зодчего Имхотепа, до конца истории Египта почиталось как имя мудреца, первого строителя каменных зданий, астронома и врача.
В целом ряде деталей пирамида Джосера и окружающие ее постройки еще воспроизводят в камне, который здесь широко применен, элементы кирпичного и деревянного строительства: систему крепления деревянных балок, пилястры, колонны.
Все эти детали помогают нам реконструировать постройки из дерева, которые до нас не дошли. В ансамбле пирамиды Джосера впервые встречаются вполне развитая форма колонны с папирусообразной капителью, а также форма желобчатой колонны. Но колонна здесь еще не является несущей частью — это полуколонна, прислоненная к стене. Очень богата и разнообразна декори-ровка этого ансамбля: капелированные стволы колонн, пилястры из камня в виде раскрытых цветов папируса и лотоса, облицовка стен алебастром и зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение.
Значение пирамиды Джосера состоит в том, что она была первой в целой серии надгробных сооружений, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды.
В период IV династии дальнейшим развитием монументального надгробия явилась 100-метровая пирамида фараона Снофру, построенная в Дашуре около 2900 г. до н. э.
Пирамиды IV династии в Гизэ. Следующим, завершающим, звеном в этой цепи построек являются знаменитые пирамиды в Гизэ фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (которых греки называли Хеопс, Хефрен и Микерин), фараонов, правивших в 29—28 вв. до н. э.


Пирамиды в Гизе. Реконструкция

В величественных пирамидах Гизэ идея всеподавляющей мощи нашла свое наиболее полное воплощение. В то же время пирамиды представляют собой памятники архитектуры, формы и пропорции которых необычайно отработаны, найдены, четки и лаконичны, а тем самым и предельно выразительны.
Самая значительная по размерам — пирамида Хуфу была, вероятно, построена архитектором Хемиуном. Она имела 146,6 м в высоту, а длина каждой стороны ее основания — 233 м. Эту пирамиду строили двадцать лет и десять лет дорогу для подвозки каменных глыб от каменоломен. Пирамида сложена из блоков известняка около 2,5 т весом (некоторые по 3 т). Всего на сооружение пирамиды пошло более 2300000 таких блоков. Блоки плотно пригнаны друг к другу. Вся поверхность пирамиды была облицована отполированными известняковыми плитами.
Саркофаг с мумией царя был помещен в небольшой камере, куда вели узкие коридоры от входа на северной стороне пирамиды.
Пирамиды производят величественное, даже подавляющее впечатление. Ни один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных, характерных черт Древнего Египта, его общественного уклада, с неограниченной, деспотической властью обожествленного царя, с представлением о загробной жизни и связанным с ним заупокойным культом, как эти гигантские надгробия.
В древности пирамиды не были оторваны от берега реки, как теперь. Каждая пирамида имела заупокойный храмик, преддверие, куда подъезжали, переправясь через Нил. От преддверия к пирамиде вел длинный крытый коридор, постепенно подымающийся и освещавшийся через световые отверстия в потолке. У пирамиды Хафра был открыт такой заупокойный храм с коридором. Мощные блоки его гранитного перекрытия поддерживались массивными гранитными прямоугольными столбами. Архитектор не стремится больше подражать приемам деревянного строительства, он смело пользуется всеми возможностями, которые дают твердые породы камня — гранит, диорит, алебастр и пр. Вместо мелкой каменной кладки, подражающей кирпичу (пирамида Джосера), он применяет крупные глыбы камня, безупречно пригнанные друг к другу. В заупокойном зале Хафра использованы красочные эффекты отлично полированного камня разных пород: стены и массивные опоры архитравов сделаны из розового гранита, пол выложен плитами белого камня, статуи самого Хафра, стоявшие вдоль стен, из черно-зеленого диорита. Рядом с нижним заупокойным храмом Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины), изображающий, может быть, самого Хафра в образе льва с портретной головой этого фараона. Будучи тесно связан с архитектурным ансамблем, в Древнем царстве этот сфинкс является пока единственным примером введения в архитектуру монументальной скульптуры некультового характера.
Каждая из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мастаба придворных.
Пирамиды V династии. Строительство грандиозных пирамид IV династии сильно подорвало экономику страны. Фараоны новой, V династии, пришедшей к власти около 2700-х годов до н. э., могли строить себе пирамиды только из небольших блоков камня, а частично из бута, не более 70 м в высоту. Но зато в этот период гораздо больше внимания уделяется оформлению храмов. Увеличиваются их размеры, на стенах помещают рельефы, прославляющие мощь фараона. Перекрытия поддерживают пальмовидные колонны и колонны в виде связок нераспустившегося папируса и бутонов лотосов, которые стали позднее наиболее характерными для египетской архитектуры.
Наиболее типичной постройкой V династии является пирамида фараона Сахура в Абусире. Она имеет на берегу Нила заупокойный храм, от которого крытый коридор с верхним освещением ведет к колонному, «гипостильному» залу. И в портале, и в гипостильном зале характерно использование «растительных» колонн из красного гранита, изображающих стволы финиковой пальмы: капители их в форме пышной раскидистой кроны были зеленого цвета, круглые базы, в подражание земле — черного цвета. Колонна в храме Сахура играет конструктивную роль, роль опоры, несущей потолок галереи вокруг центральной части гипостильного зала, открытого сверху.
Храм Ра в Абусире. Храм Ра, бога солнца, в Абусире является единственной храмовой постройкой Древнего царства иного типа, сохранившейся до нашего времени настолько, что ее оказалось возможным реконструировать.
Преддверие, портал в долине и длинный крытый коридор вели к храму, представлявшему собой огромный, открытый двор, посреди которого на постаменте в виде усеченной пирамиды, возвышался предмет поклонения, символ бога солнца, гигантский прямоугольный столб, суживающийся кверху, увенчанный пирамидой — древнейший пример использования в архитектурном ансамбле обелиска, ставшего таким характерным в храмовых ансамблях Нового царства.


<<< Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства.

Искусство Древнего Египта. Портретная скульптура Древнего царства. >>>

Иллюстрации к разделу >>>