Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Изобразительное искусство романского периода.

В 11 и 12 веках изобразительное искусство было подчинено влиянию церкви. Религиозная мысль Запада с ее схоластикой определила господство условных приемов изображения и крайнюю стилизацию форм. Создавая свои образы, романские художники отнюдь не стремились приблизиться к жизненной правде. Задачей их было — дать ясное выражение того или иного понятия, той или иной идеи. Человеческая фигура в изображении средневекового художника лишается своей материальности, ее объемность выражена мало, пропорции произвольны, одеяния ниспадают складками, не согласованными с формами и движениями тела. Столь же мало зависят они и от законов тяготения, слагаясь в совершенно произвольные образования. Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная вихрем. Любовно разработанные складки напоминают орнамент, сообщая изображению декоративную выразительность. В искусстве этого периода преобладает линеарно-плоскостное начало. Фигуры расположены в узком плоскостном слое, композиция не создает ощущения пространства между ними, впечатления глубины. Сразу бросаются в глаза разные масштабы фигур. Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен: размеры Христа превышают фигуры ангелов и апостолов, которые, в свою очередь, намного крупнее изображений простых смертных. Но это только одна зависимость. Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами, среди которых они расположены. Изображения, помещенные в середине тимпана, будут крупнее, чем те, что находятся по углам; на фризах преобладают фигуры приземистых пропорций, на несущих же частях — столбах, колоннах — преобладают удлиненные формы. Такое соответствие изображения архитектурным очертаниям составляет одну из своеобразнейших и существеннейших черт романского стиля.
В повествовательных изображениях показано лишь самое существенное. Соотношение компонентов изображаемых сцен — действующих лиц, места действия — рассчитано не на создание некоей иллюзии развертывающегося перед глазами зрелища, а единственно на сознание зрителя. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещаются бок о бок, место действия дается условно: для пояснения того, что оно совершается на лоне природы, средневековому художника достаточно ввести стилизованное изображение скалы или дерева. Схематизированная форма базилики или только одна аркада, помещаемая рядом с действующими лицами, указывает, что событие происходит внутри храма.
Выразительность составляет одну из сильнейших черт этого искусства. Монументальные образы искусства этого периода полны торжественности и вместе с тем суровости. Изображения отличаются известной скованностью, независимо от того, представлена ли фигура в спокойной позе или в движении. В повествовательных сюжетах фигуры отличаются значительно большей живостью, разнообразием выражений, верно схваченными деталями. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не связывали художника, таких естественных деталей не так уж мало. Как форма зарождения реалистического направления они имеют важное значение и заслуживают самого серьезного внимания.
Для романского периода характерна любовь ко всему фантастическому, необычайному, чудовищному. Она дает себя знать в выборе сюжетов, в частности в распространенности сцен, заимствованных из круга видений Апокалипсиса. Та же черта проявляется в области орнаментации, отличающейся крайним богатством мотивов и форм, заимствованных из самых разнообразных источников. Здесь обнаруживаются и наследие варварства и античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Для всех этих форм образцами служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются формы зверей, птиц, человека. В динамичности форм некоторых из них явственно чувствуются пережитки каких-то народных представлений эпохи варварства. Они проникнуты фантазией, не порвавшей пут первобытного мироощущения.
Что касается технической стороны, то в области монументальной живописи, за исключением Италии, где держались традиции мозаичного искусства, обычным видом была фреска. В скульптуре основным материалом служил камень, в Центральной Европе, преимущественно, местный песчаник, в Италии и некоторых других областях юга — мрамор. Получили распространение также и литье из бронзы, скульптура из дерева и стука, однако далеко не повсеместно. Следует отметить, что произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, раскрашивались — но в какой степени — ни источники, ни сами памятники не дают достаточных сведений.
Отмеченные особенности романского искусства, обусловлены явлениями исторического порядка, общими для Западной Европы 11—12 веков, и наблюдаются повсюду. Однако наряду с общими чертами во множестве памятников проявляются и местные особенности. Мало того, феодальная раздробленность приводит к тому, что в пределах одной страны постоянно встречаются те или иные местные школы, имеющие свои четко выраженные стилистические признаки.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура Германии.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Франции. >>>

Иллюстрации к разделу >>>