Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Франции.

Классической страной феодализма является Франция. Ей принадлежит ведущая роль в истории искусства зрелого средневековья. В искусстве Франции особенно четко проступают особенности романского и готического стиля, и сам процесс развития этих стилей протекает во Франции особенно явственно и закономерно.
Монументальная живопись. Монументальные росписи были в романский период широко распространены в убранстве церквей Франции. Дошедшие до нас памятники позволяют различать две большие группы, иногда обозначаемые как школы. Первая характеризуется светлыми фонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос разной окраски, резкими контурами и плоской трактовкой форм. Для второй показательны синие фоны, богатый колорит и явственные воздействия византийского искусства. Произведения первой из этих школ связаны, главным образом, с западом и центром Франции, другая господствовала на востоке и юге.
Основным памятником «школы светлых фонов» являются фрески церкви Сен Савэн в области Пуату (кон. 11 — нач. 12 в.), исключительно важные как по своим художественным качествам, так и в силу того, что дают редчайший пример почти целиком сохранившегося живописного убранства обширного романского храма Франции. К числу особенно интересных принадлежат фрески притвора со сценами из Апокалипсиса. «Битва архангела Михаила с драконом» дает типичный пример линеарно-плоскостных композиций и отличается динамичностью движения. Из остальных сен-савэнских росписей особенно следует назвать дважды повторяющееся изображение «Сидящего на троне Христа». Подобный тип вписанной в ореол фигуры, имматериальной в своей плоскостности, с сильно выраженной графичностью в передаче складок, встречается во французской живописи этого периода неоднократно.
«Школа синих фонов», одним из главных центров которой был монастырь Клюни в Бургундии, особенно хорошо представлена комплексом росписей в приорате Берзе-ла-Вилль, созданных между 1100 и 1120 годами и включающих торжественное изображение Христа, окруженного апостолами.
Миниатюра. Французская миниатюра рассматриваемого периода представляет в формально стилистическом отношении большое разнообразие, причем зачастую отражает некоторую зависимость от школ Испании и Англии. Примыкающий к северо-испанским прототипам знаменитый экземпляр «Апокалипсиса из Сен-Севера» (Парижская национальная библиотека), исполненный на юге Франции между 1023 и 1072 годами миниатюристом Стефаном Гарсиа Плацидой, служит великолепным образцом линеарно-плоскостного стиля романской книжной живописи. Выразительность фантастических образов, резкость окраски широких полос, служащих фоном, и четкость обведенных контуров сочетаются здесь с известной естественностью строения тел и жестов. Как проявление ранних реалистических тенденций чрезвычайно интересна аллегория раздора, представленная в виде чисто жанровой сцены двух дерущихся стариков.
Ковер из Байе. При крайней малочисленности романских произведений светской тематики, в особенности же отражающих современные исторические события, крупное значение приобретает так называемый «Ковер из Байе», замечательный также по своей художественной технике. Указанным названием обозначается служившая украшением церкви семидесятиметровая полоса ткани (при 50 см высоты) с вышитыми на ней цветной шерстью сценами завоевания Англии норманнами. Типичный для эпохи линеарно-плоскостный рисунок этих сцен изобилует мотивами остро схваченных движений и множеством исторически верно переданных деталей (одеяние, вооружение, форма кораблей и т. п.).
Скульптура. Первые произведения романской скульптуры Франции возникают на рубеже 10 и 11 веков. В большинстве своем они представляют ранние попытки создания нового типа скульптурной капители путем введения в нее человеческой фигуры и целых сцен. Другой особенностью этого периода было появление на юге и востоке Франции чисто плоскостного рельефа, наиболее высокие части которого не выступают из плоскости каменной плиты. Основным памятником этой группы является точно датируемый 1020—1021 годами мраморный архитрав над входом небольшой южнофранцузской церкви Сен Жени де Фонтен с изображением Христа во славе и стоящих под аркадами апостолов.
Около 1100 года романская скульптура вступает в полосу расцвета, и к этому времени в искусстве Франции определенно обозначается наличие нескольких школ. Одной из первых, особенно полно выразивших характерные особенности романского искусства, является школа южной области, Лангедока, с центрами в Тулузе и аббатстве Муассак. Типичными чертами этой школы являются ирреальность образов и крайняя произвольность пропорций, при тенденции к удлиненности фигур. Для школы характерны также ничем не мотивированные перекрещивания в постановке ног, так же как своеобразная трактовка драпировок, складки которых образуют на гладкой поверхности двойные и тройные борозды.
Мастерство и своеобразие школы Лангедока особенно полно проявляется в скульптуре главного портала в Муассаке, датируемой около 1130—1135 годов. В тимпане здесь изображено заимствованное из Апокалипсиса «Видение апостола Иоанна» (старцы, поклоняющиеся Христу). Огромная фигура сидящего в центре Христа окружена символами евангелистов, двумя непомерно длинными архангелами и расположенными в три яруса старцами. В трактовке помещеных по сторонам двери апостола Петра и пророка Исайи, в особенности в манерно изогнутой позе первого, наглядно проявляются отвлеченность романской концепции и формальные приемы, типичные для данной школы.
Более передовой представляется бургундская школа. Общим характером своих образов она близка к школе Лангедока, но отличается от нее, с одной стороны, большей человечностью этих образов и попытками передачи душевных движений, с другой — преобладанием в фактуре живописных элементов. К капитальным памятникам здесь принадлежит тимпан собора в Отэне, подписанный именем мастера Гислеберта, выполненный до 1140 года. Здесь представлен «Страшный суд». По сторонам помещенной в центре во всю высоту тимпана огромной фигуры Христа изображены слева — праведники, вступающие в рай, справа — взвешивание душ и ад, на архитраве — воскресение мертвых. Необходимо отметить крайне удлиненные пропорции главных фигур, тонкие параллельные складки, сообщающие формам живописную мягкость, и умение передать, особенно в мелких фигурах архитрава, переживания действующих лиц, радость праведников, надежду или ужас грешников.
Совершенно иной характер носят произведения провансальской школы. Прованс был некогда особенно сильно латинизированной римской провинцией, и здесь традиции классической античности пустили глубокие корни. Античные памятники искусства сохранились в этой области во множестве и не могли не оказать своего воздействия не только на архитектуру, но и на произведения скульптуры. Чистейший образец стиля этой школы мы имеем в скульптуре фасада церкви Сен Трофима в Арле (1180—1200). Стоящие по сторонам портала фигуры апостолов носят отпечаток подражания статуям античных философов и риторов. Присущая им естественность пропорций, спокойствие поз и простота складок одежды представляют резкий контраст с возбужденностью образов и стилизацией форм, присущих школам Лангедока и Бургундии.
На основе достижений ранее сформировавшихся, преимущественно же ланге-докской и бургундской, школ в середине 12 века слагается школа области Иль де Франс, важная, в особенности, своей первенствующей ролью в процессе становления форм готического стиля. Все отличительные черты названной школы нашли свое полное выражение на западном, так называемом «Королевском», портале собора в Шартре. Особенно характерными здесь являются столпообразные фигуры по сторонам трех монументальных входов, изображающие библейские персонажи и святых. Подчеркивая несущую роль колонн, к которым они примкнуты, эти фигуры неестественно вытянуты, но в то же время отличаются известным реализмом, проявляющимся отчасти в типах, но особенно в том, что женские фигуры одеты в современные художнику платья и имеют модные прически с длинными ниспадающими на грудь косами.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Изобразительное искусство романского периода.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Германии. >>>

Иллюстрации к разделу >>>